Почему Подголец стал Аршаном
Краеведческое исследование Кристины Лаврентевой, шестиклассницы Аршанского лицея-интерната, об основании поселка Аршан
Основание села Подголец
Для выяснения этого вопроса я изучила литературу, разговаривала со старожилами. Многие говорили то же самое, что я нашла в литературе.
Мне понравился рассказ Токмаковой Л.С.. Оказалось, что Любовь Степановна Токмакова, библиотекарь нашего лицея, тоже интересовалась этой темой и собрала уникальный материал со слов старожилов. Я узнала много интересного и нового об истории нашего села.
Наше село называется Аршан, что в переводе с бурятского означает "целебная вода". До открытия минеральных вод село называлось Подголец, т.к. расположилось у подножия Саянских гольцов, на берегу горной и шумной реки Кынгарга, что в переводе на русский язык означает "бубен". Бурные воды Кынгырги использовались для водяных мельниц. Поэтому первыми жителями села были мельники. Из воспоминаний старожилов Аршана Сороковикова Степана Ивановича и Серебренникова Алексея Петровича, первая мельница на реке Кынгарге просуществовала до 1890 года. Ее владельцем был приехавший откуда-то мельник, по фамилии Шпак. В то время по обоим берегам Кынгарги шумела глухая тайга, где бродили медведи, и куда еще не ступала человеческая нога. Это был край глухой, но чудной, не тронутый ни кем. Хозяином этих мест тогда был медведь. Не боялся он человека. Рассказывают, что однажды медведь подошел к дому Шпака. Увидев на дворе корову, он бросился на нее. Услышав на дворе шум, хозяин выбежал из дома с топором в руке. А медведь, завидя человека, оставил корову и кинулся на хозяина. Не смог Шпак побороть Хозяина тайги, задавил его медведь.
Долго тайга не поддавалась человеку. И люди боялись глуши, долго не поселялись в селе Подголец. Но красивое место, богатое птицей и дичью, постепенно заселялось народом. По берегу Кынгарги появились мельницы. По словам старожилов села Серебренникова А, Воронина и Сороковикова С, после Шпака мельницу построил в 1890 году богатый казак Пермяков. Сам Пермяков жил в Зактуе, а в Подгольце он имел мельницу, держал мельников. Вторую мельницу построил Усольцев Михаил Иннокентьевич. Еще одна принадлежала Попову Ефиму. Общее количество мельниц составляло 28. Частные мельницы просуществовали до 1938 года. Потом начали строиться колхозные мельницы. Из архивных материалов удалось узнать, у кого были мельницы.
3. Заселение села Подголец началось с левого берега. Это связано со строительством на левом берегу мельниц. На правом берегу до 1912 года стояла тайга и проходила дорога на мельницы. А в 1912 году произошло сильное наводнение. Было снесено несколько домов. После этого случая началось заселение правого берега реки Кынгырги. Первым поселенцем на этой стороне реки был Роман Серебренников, по прозвищу Санжей. По имени Романа и назвали южную часть села "Романовкой". Роман Серебренников, поселившись в южной части села, выбрал место для кладбища, где и был похоронен первым.
В те времена в районе сегодняшнего курорта стояли частные дома Усольцева Иннокентия, Сороковикова Федора Федоровича, Сороковикова Ивана Федоровича, Попова Ефима, Усольцева Михаила Иннокентьевича. Жители Зактуя: Полубенцев Иннокентий Григорьевич, Тюменцев Сергей, Пермяков Павел, Шевцев имели свои дачи. Комнаты сдавали отдыхающим по цене 25 рублей ( на эти деньги в то время можно было купить паровоз. На территории, где теперь стоит СВТ стояли духовные дома. Нынешняя Курортная контора была церковью. На месте курзала была расположена усадьба Симона Кобеца, который потом построил дом в Романовке , где и умер, не дожив месяц до 100 лет.
До начала революции в Аршане проживало около 30 семей. В основном это были семьи хозяев мельниц, а хозяева дач сами жили в Зактуе.
Мне удалось найти в архивных материалах фотографии домов мельников. (См. презентацию)
Открытие целебного источника
Для выяснения этого вопроса я изучила литературу, работала в Интернете с мамой, сравнила рассказы жителей Аршана с изученным материалом.
Первая официальная информация об открытии целебного источника связана с именем Терентия Чемезова, который вернувшись с охоты домой, рассказал о странной воде священнику Тальской церкви Чистохину Якову Афанасьевичу. А.Я.Чистохин, по национальности бурят, был христианским миссионером и переводчиком богослужебных книг на бурятский язык в Николаевской православной церкви. 19 августа 1894 на заседании ученого совета Томского университета впервые было зачитано сообщение миссионера Чистохина: «В районе Койморской инородческой управы в Тункинском инородческом ведомстве иркутской губернии мной найден минеральный кисло-содово-железистый источник. Вода эта принесет несомненную пользу для страждующего человека… Если случится командировать с ученой целью кого - либо из своих членов, то не угодно ли будет взять с собой инструменты для производства анализа на месте. Источник этот я могу указать» (Журнал заседаний№89 книга «Известий Томского университета»1896 г.)
Известный исследователь Геннинг-Михелис в 1897 году посетил долину реки Кынгарги и обнаружил у источника балаган и примитивные беседки, где располагались больные, ищущие избавления от желудочных болезней. В этом же году он опубликовал статью «Минеральные воды Аршана» в Трудах Географического общества Иркутской губернии, в которой подробно описал минеральные источники.
В 1898 году Я.А Чистохин возбудил ходатайство об отводе ему в пользование на 24 года источника кисло-содово-железистых вод в вершине реки Кынгарги. Просьба священника была удовлетворена, для обустройства лечебного курорта Чистохину отвели 25 десятин земли около источника. На реке Кынгарга, у «Аршана» начинает строительство дачных домов для сдачи приезжающим на лечение людям. В дальнейшем, по мере развития курорта и поступления других ходатайств от частных лиц на получение земельных участков, были приняты особые меры по охране источника и изъятия из свободного пользования инородцами окружающего леса и земель.
Первые врачебные исследования за лечебным действием источника были проведены в 1908 году врачами Г.И. Кропачевым, С.В. Виноградским, военным врачом Трусовым, а так же А.В. Львовым, профессором Иркутского университета. Их работа, как наиболее полное и серьезное исследование Аршанского источника, сыграла важнейшую роль в его истории. Все последующие исследования «Аршана» так или иначе опирались на данные, представленные Львовым и Кропачевым в своем отчете.
До советской власти «аршанские источники» находились в ведении иркутского управления государственных имуществ, эксплуатировались частными лицами и особого развития не получили. Не были построены общественные здания и жилые помещения. Были возведены лишь ворота, две купальни, несколько беседок и лавочек. В таком состоянии Аршан находился до Октябрьской революции. 20 марта 1919 года Декретом Совета Народных Комиссаров за подписью В.И. Ленина лечебная местность была национализирована. Вскоре были возведены первые общественные постройки на 300 мест, предусмотрен штат медицинских работников, утверждена смета расходов. Первыми врачами на курорте в советский период были Никольский и А.Г. Трубачеев.
Официальной датой рождения курорта «Аршан» считается 20 марта 1920 года, когда отделом здравоохранения Иркутского губернского революционного комитета было принято Положение о санаторно - курортной секции. В этом же году сюда переехал военный новониколаевский госпиталь из Новосибирска. Госпиталь разместился в белом бараке-домах почтово-телеграфного ведомства, в духовном санатории и частных домах и дачах. Госпиталь на территории села действовал два года, а за тем был эвакуирован. После этого все частные дома и дачи перешли в распоряжение курорта.
С 1923 году при определении границ Бурят-Монгольской Республики Комиссия ВЦИК постановила передать курорт «Аршан» в распоряжение Наркомздрава Бурят-Монгольской Автономной Советской Социалистической Республики. С этого времени на курорте началось планомерное строительство. Были возведены поликлиника, летний театр, павильон для раздачи минеральной воды. В 1928 году были построены главный корпус на 200 мест, деревянное ванное отделение для углекислых ванн, физиолечебница.
Основным лечебным фактором курорта в те годы являлись холодные углекислые воды, применяемые как для питья, так и для ванн.
Приехавший на постоянное место жительства в Аршан Максим Максимилианович Воат, человек весьма грамотный, начал строительство электростанции на реке Кынгарга. Работала она круглосуточно. Сначала была использована динамо-машина, а потом стали использовать турбину. Так же он возглавил работы по строительству пилорамы, была построена метеостанция, здание курзала.
Легенды и предания об Аршане
Существует несколько легенд об обнаружении источника, вот одна из них:
Давно это было - почти четыре столетия минуло с той поры. Ранил охотник лося и пошел за ним по окровавленному снегу. Долго он шел. Капельки алой крови указывали путь. И вот охотник нагнал лося и видит: нога, где рана была, и перебитые выстрелом рога лось в воде мочит. Смотрит охотник и удивляется - рога медленно растут, увеличиваются. И кровь из раны сочиться перестала. Смотрит охотник, как зачарованный, темнотой уже окутался лес и таинственный ручей. Звезды на небе зажглись. Решил охотник заночевать. Костер развел. Чай вскипятил. А вода - то, где олень рога мочил да ногу лечил, для чая не годится! Умылся охотник той водой, силы у него пришли. Поблагодарил духов тех мест, и пошел к себе в улус, рассказать про чудеса!
...Бушуют реки там, грохочут водопады,
Питают родники их вечные снега...
И выше облаков вздымаются громады,
Едва до пояса одела их тайга...
А.В Львов
Кристина Лаврентьева, ученица 6 класса АЛИ
Рисунок: литография Бориса Лебединского "Мельница в Аршане", 1920-е годы
Опубликовано в газете "Аршан" № 3 (29) от 31 декабря 2013